О предоставлении сведений по форме
№ 4-ОС за 2023 год
Сведения по форме № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды» (далее – форма) за 2023 год предоставляются на бланках, утвержденных приказом Росстата от 31.07.2023 № 369 – с 1 по 25 января после отчетного периода.
Первичные статистические данные (далее – данные) по форме федерального статистического наблюдения № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды» (далее – форма) предоставляют юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, поставленные на государственный учет в соответствии с положениями статьи 692 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и включенные территориальными органами Росприроднадзора или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (кроме объектов, подведомственных ФСБ России), согласно положениям Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. № 830, осуществляющие природоохранную деятельность независимо от вида экономической деятельности (далее – респонденты).
Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют данные при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год; при этом данные виды затрат не суммируются.
Форма предоставляется в территориальные органы Росстата только при наличии наблюдаемого явления. В случае отсутствия явления отчет по форме в территориальные органы Росстата не предоставляется.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Части предприятия, расположенные по разным фактическим адресам на небольшом расстоянии друг от друга (например, в границах одного муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения), могут отражаться как одно обособленное подразделение, если их деятельность технологически тесно связана друг с другом (например, отдельные участки одного и того же производства). Части предприятия, расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными обособленными подразделениями.
Форму предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.
Заполненная форма предоставляется в территориальные органы Росстата по месту фактического осуществления деятельности юридического лица (обособленного подразделения).
Текущие затраты, отражаемые в данной форме, должны иметь преимущественно природоохранный характер и быть направлены главным образом на охрану окружающей среды.
Форма заполняется на основании данных первичного учета фактических затрат на охрану окружающей среды. Данные представляются в тысячах рублей, в целых числах, без десятичных знаков.
В форме отражается фактическая сумма текущих затрат, образующаяся в процессе внутрипроизводственной деятельности и покрываемая за счет собственных средств, средств бюджетов всех уровней и других источников, а также дополнительные затраты и поступления, связанные с охраной окружающей среды.
Данные приводятся без налога на добавленную стоимость (НДС).
Сумма текущих затрат на охрану окружающей среды включает расходы на проведение мероприятий, обеспечение текущей работы технологических процессов и производств, а также на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, которые разработаны и функционируют в целях предотвращения, уменьшения, очистки (переработки) и (или) устранения загрязняющих веществ (продуктов) или самого загрязнения.
В графах 3 - 10 отражаются затраты на выполнение мероприятий по охране окружающей среды для собственных нужд, исключая оказание специализированных услуг по охране окружающей среды, в графах 11 - 18 – по предоставлению (оказанию) специализированных услуг по охране окружающей среды.
В данной форме не отражаются затраты на: проведение мероприятий по охране здоровья, улучшению условий труда и повышению техники безопасности, реализованные по техническим соображениям, но дающие положительный экологический эффект (например, разработка проектной документации по установлению (изменению) санитарно-защитных зон промышленных объектов); проведение мероприятий по непосредственному использованию природных ресурсов (например, водоснабжение; мониторинг загрязнения питьевой воды; платежи за водопользование по договорам); проведение мероприятий по предотвращению или борьбе с последствиями стихийных бедствий и природных катастроф. Например, не включаются текущие затраты по прогнозу (профилактике) и устранению последствий засухи, заморозков, землетрясений, лавин, оползней; строительство, модернизацию и реконструкцию объектов по охране окружающей среды; мероприятия, осуществляемые главным образом в целях удешевления используемых видов топлива, сырья и материалов, общего снижения издержек производства или по оказанию соответствующих услуг, повышения качества выпускаемой продукции, которые могут иметь также некоторый экологический эффект; приобретение основных фондов природоохранного назначения.
Кроме того, в данной форме не учитываются: налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; лесные подати; сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; другие аналогичные налоги и платежи за природопользование и при природопользовании; экологический сбор; налог на имущество; государственные пошлины (например, за выдачу разрешений на временный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух), за выдачу дубликатов или переоформление таких документов, за выдачу, продление, переоформление и пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений.
Подробные указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 4-ОС приведены на бланке формы.
Псковстат осуществляет прием статистической отчетности в электронном виде с использованием электронной подписи (ЭП) через специализированных операторов связи или через WEB-сбор.
Порядок предоставления статистической отчетности в электронном виде размещен на интернет-портале Псковстата (http://60.rosstat.gov.ru) в разделе Респондентам/Статистическая отчетность в электронном виде.
В соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях не предоставление респондентами субъектам офици-ального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение администра-тивного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.